Габаритные мостовые краны относятся к грузоподъемному оборудованию повышенной опасности – их поломки, вызванные как заводским браком, так и нарушением правил эксплуатации, монтажа могут привести не только к остановке производственного процесса, но и к травмам рабочих, человеческим жертвам, обрушению конструкций. Кран-балки, как разновидность мостовых кранов, после проведения монтажных и пуско-наладочных работ обязательно подлежат проведению испытаний в соответствии с действующим стандартом ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009). Еще одним нормативным документом, которым следует руководствоваться, является ПБ 10-382-00.
Цель испытаний кран-балки
Основными целями проведения испытаний по завершению монтажа являются:
- Определение соответствия заявленных технических характеристик завода металлоконструкций, изготавливающего мостовые краны, фактическим характеристикам.
- Оценка состояния элементов, узлов и конструкций, проверка на отсутствие дефектов, деформаций, вызванных в т.ч. в процессе транспортировки и монтажа.
- Получение допуска к эксплуатации на основе акта испытаний кран-балки.
На заводе-изготовителе проводятся приемо-сдаточные испытания в полном объеме. После монтажа, как правило, испытания и контроль включают в себя визуальный осмотр, а также проверку работы грузоподъемного оборудования под нагрузкой. В процессе эксплуатации проверки проводятся периодически, а также внепланово при капитальном ремонте, реконструкции, сварочных работах, после демонтажа и повторного монтажа.
Виды (методы) испытаний и контроля кран-балки
По ГОСТ Р 54767-2011 выделяют 3 метода испытаний и контроля:
- Испытания и контроль соответствия. Обычно относятся к приемо-сдаточным испытаниям, которые проводятся заводом-изготовителем перед поставкой грузоподъемного оборудования заказчику. Включают в себя проверку всех технических характеристик – массы, высоты, скорости подъема/опускания грузов, работоспособность систем индикации, ограничения, показателей цепи питания и пр.
- Визуальный контроль. Основной метод проверки крана-балки на месте после завершения монтажных работ. Включает в себя проверку механической части, электрооборудования, тормозных, ограничительных механизмов, защитных устройств, осветительных приборов, средств управления и пр. Также оценивается состояние металлоконструкций, узлов, элементов, ограждающих конструкций, приспособлений для крепления грузов.
- Испытания под нагрузкой. Это проверка работоспособности крана-балки при статических, динамических нагрузках.
Испытания при статических нагрузках позволяют определить способность грузоподъемного оборудования поднимать грузы расчетной массы, заявленной в эксплуатационной документации, прочность всех конструктивных элементов и узлов. Расчетные грузы, используемые при проведении испытаний, должны иметь массу на 25% грузоподъемности крана-балки по паспорту.
Динамические испытания необходимы для определения работоспособности подъемных и тормозных механизмов кран-балки. В отличие от статических нагрузок проверка при динамических нагрузках осуществляется с применением грузов, масса которых превышает грузоподъемность на 10%.
Что входит в визуальный контроль кран-балки?
Визуальный контроль кран-балки является основным методом испытаний грузоподъемного оборудования после завершения монтажных работ. Проводится на месте установки специалистами заказчика с лицом, ответственным за проведение визуального контроля (назначается руководителем).
Визуальный контроль включает в себя:
- Осмотр механической части и всех металлоконструкций на отсутствие дефектов, повреждений, разрушений, деформаций, коррозии и пр.
- Оценка состояния сварных, клепаных, болтовых соединений узлов и элементов.
- Проверка заземляющего контура, изоляции проводов, общий осмотр электротехнического оборудования.
- Проверка исправности (срабатывания) систем оповещения, тормозных, ограничительных и иных систем, предупреждающих о нарушении правил эксплуатации и возможном возникновении нештатных ситуаций.
- Осмотр и оценка соответствия подкрановых путей, лестниц, ограждений.
Важно! При визуальном контроле также проводится экспертиза технической документации, поставляемой на кран-балку. Техническая документация должна подтверждать, что грузоподъемное оборудование соответствует требованиям технического задания, ТУ и ГОСТ
Отчет о проведенных испытаниях
По завершении испытаний и контроля кран-балки составляют отчет, который должен содержать следующую информацию:
- Идентификация конкретного крана, для которого проводились испытания после монтажа.
- Дата, место проведения работ.
- Лицо, ответственное за проведение испытаний мостового крана.
- Заключение по результатам испытаний.
Перечисленные выше сведения вносятся в отчет, составленный по сокращенной форме при проведении визуального контроля. При полных испытаниях, включающих в себя проверку работоспособности грузоподъемного оборудования при статических и динамических нагрузках.
Визуальный контроль после монтажа является обязательным перед вводом крана-балки в эксплуатацию. Далее необходимо проводить периодическое техническое освидетельствование грузоподъемного оборудования:
- Частичное – 1 раз в 12 месяцев.
- Полное – 1 раз в 3 года.
- При редком использовании крана (реже 1 подъема/опускания грузов в месяц) – 1 раз в 5 лет.
Комплексные испытания и контроль крана-балки заводом-изготовителем перед поставкой грузоподъемного оборудования, владельцем после монтажа до ввода в эксплуатацию и при дальнейшей эксплуатации на протяжении нормативного срока службы являются гарантией бесперебойной безопасной работы мостовых кранов.