Швартовые тумбы – это швартовно-причальное оборудование для морских и речных портов, предназначенное для закрепления швартовых тросов. Представляют собой литые или пустотелые конструкции, устанавливаемые как на судах, так и на причалах, пристанях. Основным документом, в котором указаны размеры и другие параметры устройств, является ГОСТ 17424. Швартовые тумбы вместе с основанием называются кнехты.
Основные типы швартовых тумб
В соответствии с ГОСТ 17424 выпускается 3 типа металлических конструкций для речных и морских портов:
- ТСО (тумбы сменяемые однокозырьковые). Это устройства однокозырькового типа, применяемые для односторонней швартовки судов. Выпускаются под нормативную нагрузку 16, 25, 40, 63, 80, 100 тс и имеют соответствующее обозначение ТСО-16, ТСО-25 и т.д. Предусмотрено 7 отверстий под крепление.
- ТСС (тумбы стопорные сменяемые). Устройства как для односторонней, так и двухсторонней швартовки. Помимо причалов и пристаней могут применяться в судоремонтных доках. Выпускаются под нормативную нагрузку 63, 80, 100, 123 и 160 тс. При этом тумбы ТСС-100, ТСС-123, ТСС-160 выпускаются для нужд народного хозяйства. По ГОСТ предусмотрено 10 отверстий под крепление.
- ТСД (тумбы сменяемые двухголовые). Двухголовые устройства для установки на границе между причалами. Используются для одновременной швартовки двух судов. Выпускаются под суммарную нормативную нагрузку на 2 ствола: 25, 40, 63, 80, 100, 125 тс, что равносильно 16, 25, 40, 63, 80 и 100 тс соответственно на 1 ствол. Пример обозначения ТСД-40/25, где первое число – нормативная нагрузка на 2 ствола, вторая – на 1 ствол. Тумбы ТСД-100/80 и ТСД-125/100 используются для нужд народного хозяйства. Имеют 15 отверстий.
По действующему стандарту для производства швартовых тумб применяется чугун марки СЧ 18-36. Допускается использовать чугун других марок или сталь, если их механические свойства и характеристики будут не хуже СЧ 18-36.
Способ установки
Швартовые тумбы могут устанавливаться различными способами:
- В массив фундамента с изолирующей трубой или без нее.
- В готовых фундаментах.
- В колодцах.
Формы тумб, устанавливаемых на судах
На судах используются следующие кнехты следующих типов:
- С приливами и без приливов. В конструкции тумбы прилив – выступающий элемент снизу, предназначенный для удержания нижних шлагов троса.
- По количеству тумб на одном основании. На судах устанавливаются как одиночные, так и парные тумбы на одном основании. На транспортных судах обычно именно парные металлоконструкции с двумя тумбами.
- По наличию крестовины кнехтов – прямые и с крестовиной. Кнехты с крестовиной имеют две тумбы, дополнительно соединенные между собой горизонтальным элементом. Такой вариант удобен, если требуется закрепить швартовые тросы, которые направлены сверху под углом к палубе.
- По вращению тумбы – с вращением и без вращения. Вращающиеся тумбы со стопорным устройством храпового типа предназначены для минимизации травмоопасных ситуаций на промысловых судах.
Все тумбы и кнехты на заводе металлоконструкций грунтуют соответствующими составами в зависимости от климатического исполнения. Устройства с участками без грунтовки не допускаются к приемке.
По климатическому исполнению классификация тумб – следующая:
- У – для регионов с умеренным климатом.
- Т – для тропических регионов.
Климатическое исполнение указывается в обозначение соответствующих тумб – например, тумба ТСС-80-У ГОСТ 17424-72.