Причал – это комплекс гидротехнических причальных сооружений, предназначенный для приема, швартовки речных и морских судов на время проведения запланированных работ. Они есть во всех пассажирских и грузовых портах, у производственно-ремонтных доков. Судно стоит у причала во время погрузки или разгрузки, дозаправки, на снабжении или техническом обслуживании, а также в перерывах между выходами из локальной акватории на фарватеры в плавания. Поэтому к причальным сооружениям применяются строгие требования и нормы, так как они должны выдерживать высокие нагрузки, обеспечивать безопасность для пассажиров, членов команд, портового обслуживающего персонала, техники и оборудования.
![Причальные сооружения Причальные сооружения](/upload/iblock/cd8/41ws6o5qpv8pzoulhwe7d7g1g1qz6px0.jpg)
В качестве нормативной базы используется ГОСТ Р 58741-2019 и другие регламенты, своды правил, включая СНиП. Познакомимся с общей классификацией причальных сооружений.
Общая классификация
Причальные сооружения классифицируются по следующим параметрам:
- Расположение в плане – береговые набережные, пирсы, плавучие причалы и рейды;
- Конструктивные особенности – гравитационные, больверки, свайные ростверки, смешанные;
- Материалы – дерево, железобетон, металл, комбинированные решения;
- Срок эксплуатации (постоянные или временные), класс сооружения.
Рассмотрим особенности каждого вида причальных сооружений.
По расположению в плане
Набережные – обустраиваются непосредственно вдоль береговой линии с примыканием к суше. Возможности приема судов в данном случае определяются глубиной в прибрежной зоне. Поэтому часто набережные причалы всегда комбинируются понтонами и пирсами. В свою очередь понтон – это плавучее сооружение без стационарного снования. Их главное преимущество – сохранение эффективности при перепадах уровня воды в результате приливов, отливов или сезонных колебаний на реках. Пирс располагается перпендикулярно по отношению к набережной. К нему обеспечивается доступ с двух сторон, а его длина определяется необходимой глубиной для приема судов с соответствующей осадкой.
Наиболее необычными являются рейдовые причальные сооружения. Они находятся на удалении от берега, где глубины достаточно для приема крупногабаритных судов с большой осадкой. Также рейды обустраивают из соображений безопасности, чтобы суда с горючими материалами не заходили в общие порты. Сообщение осуществляется по подводным трубопроводам.
По конструктивным особенностям
Гравитационные сооружения – это преимущественно каменные кладки, которые выдерживают нагрузки за счет своего собственного большого веса. Они могут быть выполнены и в виде габионов. Больверки же представляют собой шпунтовые укрепления с тонкой металлической стенкой. Ростверк – это комплект свай, которые загоняются глубоко в грунт и используются в качестве несущего фундамента. Смешанные конструкции используются для достижения необходимых характеристик – несущей способности, высоты и т.п.
Материалы, сроки эксплуатации, класс сооружения
Основные материалы, использующиеся в строительстве, это металл, железобетон и дерево. Сооружения могут быть временными и стационарными. Классы определяют высоту причала, которая составляет 25 метров для первого класса, 20-25 метров для второго и до 20 метров – третьего.
Элементы оснащения
Для швартовки судов используются вспомогательные элементы оснащения. В первую очередь это швартовные тумбы и кнехты, рымы для подвязки корабельных канатов. Защиту от механических повреждений обеспечивает отбойник, который гасит силу столкновения борта с причалом. Защиту от течений, высокой волны обеспечивают молы и волноломы. Между причальными пальцами образуются карманы, в которых суда могут стоять безопасно даже в непогоду.
Структура причальных сооружений малого флота
Наиболее эффективной и безопасной структурой причальных сооружений малого флота являются закрытые акватории стоянки с узкими входными каналами. Обычно они обустраиваются в бухтах. Входной канал обеспечивает безопасный заход и выход судов. Акватория стоянки защищена со всех сторон волноломами, что не допускает чрезмерного волнения и образования наносов.
Внутренняя планировка зависит от типа и количества принимаемых судов. Обычно в середине обустраивается большой свободный канал (внутренний фарватер) с проходами между пирсами. Они в свою очередь разделены причальными пальцами или буями на отдельные швартовочные места. Конкретные параметры сооружений определяются габаритами принимаемых судов.
Независимо от типа причала и материалов, из которых он конструируется, он должен быть защищен от коррозионных воздействий. Для этого используются специальные составы, устойчивые перед воздействиями соленой морской воды и агрессивных химических сред.