Мостовые конструкции являются результатом коллективного труда специалистов из разных предприятий, организаций, компаний, заводов, надзорных органов. Заказчик строительства обычно обеспечивает финансирование, проведение тендеров и приемку готового для ввода в эксплуатацию объекта. Проектные организации выполняют изыскание, разрабатывают проектную и рабочую документацию, составляют сметы. Государственными предприятиями обязательно проводится независимая экспертиза проекта.
Строительные организации задействованы непосредственно в выполнении строительно-монтажных работ. Заводы мостовых железобетонных конструкций изготавливают сваи, опоры, балки, обеспечивая, как правило, их доставку к месту строительства, а заводы металлоконструкций производят и поставляют стальные пролетные сооружения, ванты и другие металлические конструкции. Научно-исследовательские институты проводят испытания мостов и, в целом, осуществляют научное сопровождение. Сотрудники университетских лабораторий задействованы в проведении обследований и испытаний как вновь возводимых, так и сданных в эксплуатацию мостов.
Основные этапы строительства
Независимо от того, к какому типу принадлежат мостовые конструкции, основные этапы строительных работ остаются неизменными:
- Подготовительный. Устройство временных подъездных путей (дорог), подготовка стройплощадки, доставка спецтехники, оборудования, сборных конструкций.
- Основной. Возведение опор, пролетов, сопряжение с подходами, устройство полотна.
- Заключительный. Ликвидация стройплощадки с рекультивацией территории, проведение испытаний, сдача объекта.
Виды мостовых конструкций и особенности их возведения
Все мостовые сооружения можно выделить в несколько групп в зависимости от материалов и технологий возведения:
- Железобетонные – сборные, монолитные, сборно-монолитные.
- Сталежелезобетонные, в которых используется сборная или монолитная железобетонная плита проезжей части мостов.
- Стальные сплошные с ортотропной плитой проезжей части.
- Стальные со сквозными пролетами в соединениях на высокопрочных болтах.
- Специальные – висячие, вантовые, арочные большепролетные.
Для монтажа сборных железобетонных мостов изготавливают готовые блоки на заводах или на мостоотрядах. Блочные элементы массой до 60 т доставляются на строительную площадку посредством низкорамных тралов большой грузоподъемности с предварительным оформлением разрешения на тяжеловесные грузоперевозки. Далее посредством спецтехники и грузоподъемного оборудования блоки устанавливают в проектное положение. Один из плюсов возведения сборных железобетонных мостовых конструкций заключается в возможности круглогодичного строительства с минимальным количеством монолитного бетона на стройплощадке.
Для строительства монолитных железобетонных мостов на строительной площадке требуется устройство различных опалубок, подмостей, бетононасосов, различной техники и оборудования для заливки бетона. При низких температурах окружающего воздуха возведение монолитных мостовых сооружений значительно осложняется. Зато к преимуществам такой технологии можно отнести отсутствие на площадке кранов большой грузоподъемности, получения разрешений на длинномерные, крупногабаритные, тяжеловесные грузоперевозки.
Сталежелезобетонные мостовые сооружения конструктивно представляют собой пролеты из объединенных стальных балок и плит из железобетона. Здесь возможны два подхода к организации строительных работ:
- Использование сборных железобетонных плит, изготовленных на заводе и закрепляемых на стальных металлоконструкциях.
- Применение монолитного бетона, который заливают уже после монтажа в проектное положение стальных конструкций моста.
Для мостовых конструкций фундаменты под опоры могут быть малого залегания с устройством фундаментной подушки на монолитном бетоне или сборных блоках, на забивных железобетонных, буронабивных сваях, свайными с вибропогружением, на опорных колодцах. Выбор зависит от типа грунта, условий эксплуатации, требуемой несущей способности, глубины залегания, экономической целесообразности.