Пешеходные ограждения представляют собой металлоконструкции барьерного типа, предотвращающие выезд автотранспорта за пределы автодорог. Безопасность пешеходов на мостовых сооружения и тротуарах в непосредственной близости от обочин обеспечивается благодаря ограничению динамического прогиба данных конструкций, т.е. за счет способности останавливать транспортные средства при наезде на ограждения.
Разновидности пешеходных ограждений
В соответствии с ГОСТ 33128-2014 выделяют следующие типы удерживающих ограждающих конструкций:
- Удерживающие пешеходные ограждения дорожные (УПОД). Предназначены для предотвращения падения или преднамеренного выхода пешеходов на проезжую часть, защищают людей от наезда, поскольку выступают барьером для транспортных средств. Устанавливаются на обочине дорог.
- Удерживающие пешеходные ограждения мостовые (УПОМ). Используются для предотвращения падений людей с мостов, эстакад с тротуарами, надземных пешеходных переходов.
- Ограничивающие пешеходные ограждения (ОПО). Ограничивают выход пешеходов на проезжую часть. Конструктивно выполняются в виде стоек, перекладин и металлических сеток. Кроме людей ОПО также предупреждают выход на дорогу диких и домашних животных, крупного рогатого скота.
В зависимости от длительности использования различают стационарные и временные (мобильные) ограждения. Первые предназначены для постоянного размещения на обочинах автомобильных дорог, на мостах, надземных пешеходных переходах. Временные ограждающие конструкции монтируются на период проведения дорожно-строительных, строительных, ремонтных работ на участках, где пешеходам для передвижения необходимо будет выходить за пределы тротуаров (на проезжую часть). Временные ограждения часто устанавливают в процессе замены покрытия тротуаров, при строительстве, реконструкции тех или иных объектов, расположенных вблизи дорог с демонтажем тротуаров.
Для чего используются?
С помощью металлических ограждений решаются следующие задачи:
- Обеспечение безопасности пешеходов. В случае ДТП, технических неисправностей барьерное ограждение предотвращает выезд транспортного средства на тротуар, принимая на себя удар по касательной. При наезде на ограждение под углом 90 градусов или близкому к нему металлоконструкции замедляют скорость неисправного авто или полностью его останавливают (зависит от массы, скорости движения машины и угла наезда).
- Ограничение движения людей вблизи проезжей части для предотвращения выхода на автодорогу пешеходов в неустановленных местах. Высокие ограждения (металлические сетки) помогают предотвратить ДТП с участием пешеходов, пытающихся перейти дорогу в неположенном (неустановленном) месте.
Требования к пешеходным ограждениям
Пешеходные ограждения имеют высоту 0,8-1 м, сетки – 1,2-1,5 м. Если ограничивающие конструкции выше 1 м, то они должны иметь 2 перекладины.
По действующему ГОСТ 33128-2014 пешеходные ограждения должны иметь удерживающую способность не менее 1,27 кН. Допустимые отклонения определяются национальным стандартом. Поручни перил ОПО должны выдерживать горизонтальную сосредоточенную нагрузку не менее 0,3 кН.
Конструктивно ограждающие металлоконструкции должны быть выполнены таким образом, чтобы при обслуживании (мойка, очистка поверхностей, в том числе и светоотражающих, если они предусмотрены на определенных участках автодороги), ремонте (замене поврежденных элементов) сохранялась целостность и функциональность остальных участков ограждений. Не допускается наличие:
- Искривлений и иных повреждений.
- Заусенцев.
- Окалины, ржавчины.
Для защиты от коррозии металлические ограждения и заборы оцинковываются горячим способом. Толщина цинкового слоя элементов стальной конструкции должна быть от 80 мкм, крепежа – от 30 мкм.
Производство пешеходных ограждающих конструкций
Изготовление элементов пешеходных ограждений на заводе осуществляется строго в соответствии с действующими стандартами ГОСТ, по техническим условиям, согласованным с заказчиком. Производство осуществляется в несколько этапов:
- Проектирование. Разработка и согласование проекта в соответствии с техническим заданием, проведение расчетов по удерживающей способности и другим показателям, подготовка рабочей документации со сметой.
- Подготовка материалов. Секции балок изготавливаются из листовой стали. Материал в рулоне устанавливают на линию автоматической размотки. На данном этапе происходит не только размотка, но и выравнивание листовой стали в полосы.
- Резка и пробивка металла. На следующем этапе полосы разрезают на элементы заданной длины в соответствии с чертежами проекта, пробивают отверстия под болтовые соединения деталей ограждения между собой.
- Гибка заготовок. На листогибочном станке заготовкам придают необходимую форму.
Опоры (стойки) изготавливают из двутавра или балки. Далее детали зачищают и выполняют антикоррозийную обработку – оцинковывают или окрашивают. В качестве основных элементов ограждающих конструкций типа «крест» используются профильные трубы. Сначала производится резка труб в соответствии с чертежами, после чего элементы свариваются между собой. Далее выполняется антикоррозийная обработка металла. Секции между собой соединяются на болтах или посредством сварки. Заказчику пешеходные ограждения поставляются в разобранном виде (отдельные секции, опоры, крепеж) – сборка осуществляется на месте самим заказчиком или подрядной организацией. Стойки (опоры) заглубляются в грунт и бетонируются.
На городских дорогах ограждающие конструкции должны соответствовать архитектурно-планировочным, архитектурно-пространственным композиционным решениям. Здесь часто устанавливают ограждения из секций с коваными элементами. Изготавливаются такие секции посредством холодной ковки с последующей сваркой. Возможно применение как чугуна, так и стали.