Предприятия различной промышленности для транспортирования сырья и продуктов в жидком и газообразном виде широко используют технологические трубопроводы. Газоснабжение, водоснабжение, централизованное отопление – здесь также не обойтись без труб для транспортировки готовых продуктов потребителям. При надземном расположении трубопроводов сооружаются отдельно стоящие опоры и эстакады.
Эстакады – инженерные сооружения для размещения трубопроводов, состоящие из отдельных опор, пролетов в виде ферм или балок, траверс и связей. При проектировании и возведении опор и эстакад учитывают расчетные нагрузки и коэффициенты перегрузок для них.
Виды нагрузок на эстакады
Отдельно стоящие опоры и эстакады трубопроводов надземного расположения испытывают 4 вида нагрузок:
- Постоянные. Это вес самих эстакад со всеми площадками, ограждениями.
- Временные длительные. Вес всего, что размещается на эстакадах, т.е. трубопроводов, арматуры, изоляционных материалов и футеровки, транспортируемой жидкости с учетом температурных воздействий и внутреннего давления, отложений на внутренних стенках труб.
- Кратковременные. Внешние нагрузки, имеющие временный характер – вес людей при обслуживании вместе с инструментом и оборудованием, ветровых, снеговых нагрузок.
- Особые. Сюда относится сейсмическое воздействие, а также вес отложений, образованных вследствие резкого нарушения эксплуатационного режима.
Если известно, что трубопроводы после монтажа впоследствии не будут перемещаться, то нагрузки от них относят к постоянным.
Возведение эстакад для трубопроводов
Проектирование ж/б и стальных конструкций эстакад под трубопроводы осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85. Все эстакады для трубопроводов и кабелей устанавливаются в несколько этапов:
- Доставка в разобранном виде металлоконструкций и железобетонных конструкций с завода-изготовителя к месту установки.
- Разгрузочные работы и укрупнительная сборка отдельных конструктивных элементов эстакад.
- Подъем и установка конструкций посредством спецтехники с последующей выверкой и закреплением.
- Демонтаж подмостей, лестниц, используемых при монтаже, такелажного оборудования.
- Испытания установленных конструкций.
На месте установки поставляемые металлоконструкции эстакад, состоящие из собранных на заводе-изготовителе блоков, принимают без разборки – проводят только визуальный контроль. Сотрудники заказчика проверяют поверхность металла и сварные швы на отсутствие трещин, различных заводских и транспортных повреждений.
Конструктивно эстакада под трубопровод представляет собой простую сборную конструкцию из фундамента, колонн, установленных на фундамент и закрепленных в нем, продольных балок и траверс. Это стандартный вариант для большинства труб при надземной прокладке.
До монтажных работ проводится подготовка монтажной площадки – территории, где будет осуществляться установка с учетом места размещения спецтехники. Наиболее тяжелыми в конструкции эстакады являются опоры. Установка осуществляется посредством подъемных кранов (автокранов), рассчитанных на заданную нагрузку. Укрупненно собранные блоки опускаются автокраном на капитальные и временные опоры. Последовательно выполняется подъем в вертикальное положение и закрепление колонн, других блоков эстакады.
Эксплуатация и обслуживание эстакад
В обязательном порядке периодически проводится контроль состояния эстакад и отдельно стоящих опор под трубопроводы. Обычно выполняется визуальный контроль с оценкой состояния железобетонных, бетонных элементов и последующий ремонт, замена при необходимости. В общем случае технологический контроль при эксплуатации включает в себя:
- Железобетонные колонны. Разрушение защитного слоя бетона устраняется посредством оштукатуривания цементным составом с добавлением смол. При сколах, оголении арматуры, трещинах проводится зачистка поврежденных участков, пескоструйная или иная механическая обработка металлических элементов для удаления следов коррозии, обработка ингибиторами коррозии и восстановление защитного слоя бетона.
- Ригели, траверсы. При недопустимых деформациях проводят усиление или замену элементов, восстанавливают защитный слой бетона для ж/б элементов, зачищают от коррозии и восстанавливают антикоррозийную защиту лакокрасочными материалами.
- Площадки, мостики, лестницы. Устранение следов коррозии с последующей антикоррозийной обработкой. Проверка состояния сварных, болтовых соединений, устранение дефектов при их обнаружении.
Профессиональный монтаж в соответствии с проектной документацией и своевременный контроль, обслуживание опор и эстакад помогут существенно продлить срок службы ж/б и металлоконструкций.