В погрузочно-разгрузочных и такелажных работах, в логистике, при организации доставки грузов, в складском деле, а также при проведении высотных монтажных и строительных работ на первом месте стоит безопасность. Существуют строгие правила, как по фиксации грузов, оборудования, так и по обеспечению страховки промышленных альпинистов. Комплекс вспомогательных систем и приспособлений достаточно широк, и он включает различные анкерные элементы, а также стропы.
Что такое строп
Строп – это гибкий крепежный элемент с петлями на концах. Дословно с нидерландского языка слово «строп» переводится как «петля». При изготовлении может применяться стальной трос или канат, нейлон, текстильная лента и другие материалы. В петлях могут быть зафиксированы такие виды крепежа, как скобы или крюки, кольца. Строп принимает на себя и передает нагрузки на основные несущие элементы грузоподъемных или страховочных систем. К ним также относят специальные траверсы для работы с крупногабаритными грузами и захваты.
Виды стропов и области применения
Можно выделить и детально рассмотреть следующие виды стропов:
- Текстильные или нейлоновые – могут выполняться в виде ремней, бывают ленточными или круглопрядными;
- Цепные – изготавливаются из стальных цепей со сварными звеньями, могут быть одинарными, двух или четырехветвевыми, кольцевыми;
- Канатные – изготавливаются из стальных канатов, которые в свою очередь производят из высокопрочной проволоки в стренгах;
- Траверсы и захваты – более сложные жесткие конструкции на стропах, применяющиеся в погрузочно-разгрузочных работах, строительстве.
У каждого вида стропов свои плюсы и минусы, эксплуатационные характеристики, что определяет их области применения, поэтому рассмотрим каждый из них подробнее.
Текстильные и нейлоновые стропы
Это универсальный вид стропов, которые применяются в парашютном спорте, промышленном альпинизме и других сферах. Кстати, «ремень с трещеткой» – это не что иное, как крепежный строп с храповым механизмом. Они повсеместно применяются в грузовых автоперевозках, авиаперевозках, Ж/Д перевозках при фиксации грузов. Даже буксировочный автомобильный ремень – это тоже простейшая форма стропа.
Главное преимущество текстильных полиэстеровых стропов – это деликатность по отношению к грузам. Также они неуязвимы перед коррозионными процессами, у них сравнительно невысокая цена. Это универсальный и один из наиболее распространенных вариантов.
Цепные стропы
Фактически это цепи с креплениями на концах. Наиболее часто применяются в погрузочно-разгрузочных и такелажных работах. Их главные преимущества:
- Способность выдерживать высокие нагрузки при подъеме многотонных крупногабаритных грузов;
- Сохранение гибкости при высокой прочности – легко фиксировать и работать с грузами;
- Устойчивость перед воздействиями различных агрессивных кислот, высоких температур и даже открытого огня;
- Долговечность и ремонтопригодность – можно заменять поврежденные ветви или звенья.
Благодаря высокой прочности в сочетании с гибкостью цепные стропы подходят для работы с крупногабаритными грузами, в том числе с острыми или необработанными краями, которые могут повредить текстиль или нейлон.
Канатные стропы
Представляют собой проволочные канаты, сплетенные в стренги с зафиксированными алюминиевыми или стальными гильзами петлями. Также петли могут формироваться методом плетения. В кольцевых и петлевых канатных стропах груз крепится через стальные крюки. Главные преимущества этого вида крепежа состоят в высокой прочности, износоустойчивости, сравнительно небольшом весе. Также на них очень хорошо заметны поврежденные участки, что позволяет своевременно выполнять замену, не допуская потенциально опасных аварийных ситуаций во время использования по прямому назначению.
Траверсы и захваты
Траверсы представляют собой жесткие рамные конструкции разных форм (прямоугольных, треугольных и т.п.) с закрепленными на них стропами. Это удобное приспособление помогает равномерно распределять нагрузки, не допуская повреждения груза, например, стопки стальных листов, бетонной плиты и т.п. Захват же дополнительно оснащен вспомогательным прижимным оборудованием с механическим или гидравлическим управлением. Могут быть клещевыми, эксцентриковыми, зажимными или вилочными, коромысловыми и штыревыми, клиновыми или магнитными. Часто применяются на производственных предприятиях, крупных грузовых терминалах в портах, перегрузочных Ж/Д или авиационных хабах.
Специфика использования стропов в анкерных системах
Анкерные системы – это страховка для рабочих, выполняющих монтаж или обслуживание кровельных конструкций на высоте. Фактически анкерный пояс представляет собой зафиксированные в жестком несущем основании анкеры, на которых держится стальная труба или трос. В свою очередь каждый рабочий надевает на себя специальную страховочную привязь минимум с двумя стропами, на концах которых зафиксированы карабины с двойной степенью защиты от открывания. Сами стропы могут быть, как нейлоновыми или текстильными, так и тросовыми или цепными. Главное, чтобы у них был троекратный запас прочности по максимальной нагрузке (весу рабочего), а также достаточная гибкость для удобного выполнения работ. Независимо от ситуации минимум один из стропов должен быть зафиксирован на анкерном поясе, то есть при переходе между анкерами они переставляются поочередно.
Критерии выбора
Выбор стропов зависит в первую очередь от поставленных задач и условий эксплуатации. Ключевые критерии – это максимально допустимые нагрузки, длина, вид петли или кольца, количество ветвей. Также дополнительно производитель может указывать информацию о партии, методах испытаний и другие полезные технические данные.