Контррельс – устройство железнодорожных путей, устанавливаемое совместно с основным рейсом на отдельных участках для решения по обеспечению безопасности движения состава. Может быть выполнено в виде рельса, уголка или металлической полосы. Собранный контррельсовый узел состоит из самого контррельса, а также подкладок, пластин, болтовых и иных соединений.
Назначение
При движении поезда по прямолинейным или криволинейным участкам железной дороги с большим радиусом какая-либо корректировка колесной пары не требуется. Другое дело, когда подвижному составу необходимо миновать участок с кривой малого радиуса, где есть риск схода поезда с рельсов. Для удержания колеса на поворотах применяются контррельсовые узлы.
Контррельсы решают и другие задачи:
- Снижение износа рельсов и уменьшения подреза гребней колесных пар при прохождении подвижным составом криволинейных участков.
- Предупреждение схода с рельсов и переворачивания, падения с высоты вагонов на мостах, акведуках, путепроводах.
- Обеспечение возможности движения поездов при переходе с колеи размером 1520 мм на 1435 мм.
- Исключение схода состава при сейсмической активности.
Также контррельсовые узлы используются на стрелочных переводах для предупреждения удара реборд колес непосредственно о перевод, пересечение или остряк.
Устройство контррельса
Устройство и материалы, размеры контррельсов регламентируются ГОСТ Р 55497-2013. В соответствии с действующим стандартом к данному типу изделий предъявляются следующие требования по используемым материалам:
- Марка стали – Э68, К76Ф, К76, Э76Ф, К76Т, Э76, Э76Т для контррельсов, Э55Х, Э68 для уголков.
- Твердость поверхности – 270-302 НВ (270-330 НВ для сплава Э55Х).
- Процентное содержание кислорода – до 0,003%.
Контррельсовый уголок (на примере СП-850) состоит из самого уголка с правым или левым отводом, закрепленного на башмаке контррельсовом через регулировочную шайбу с помошью клеммного болта с шайбой и гайкой. Башмак фиксируется на путевой шуруп.
Укладка контррельсов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 982 от 1 января 2009 г. контррельсы отнесены к продукции, подлежащей обязательной сертификации для ввода в обращение. Это означает, что выполнять укладку на железной дороге можно только таких контррельсовых узлов, в составе которых используется контррельс или уголок по ГОСТ Р 55497-2013, прошедший обязательную сертификацию.
К основным требованиям по установке контррельсовых узлов относятся:
- Укладка контррельсов на криволинейных участках малого радиуса осуществляется по всей протяженности этого участка.
- На прямолинейных участках при подступе к криволинейному контррельс устанавливается на расстояние, соответствующее максимальному значению жесткой базы поездов, движущихся на данных участках железной дороги.
- Контррельсовые башмаки устанавливают на каждой второй шпале ж/д пути.
- В месте перехода с прямолинейного на криволинейный участок пути и обратно монтируют уголковый профиль с отгибом.
- Желоб между гранями рельса и контррельсового уголка должен иметь ширину 68 мм +2/-1 мм.
Укладка контррельсовых узлов осуществляется в несколько этапов:
- Замена установленных скреплений на каждой второй шпале на контррельсовый башмак. Для этого путевая бригада проводит демонтаж промежуточных скреплений на шпалах, где вместо подкладок будут устанавливаться башмаки. Далее устанавливают и закрепляют башмаки на 1 шуруп.
- Подготовительные работы. Контррельсовый уголок необходимо предварительно подготовить, нанеся на него разметку и просверлив отверстия. Для этого уголок прикладывают к башмакам и закрепляют временными устройствами (распорки и пр.). Далее размечают отверстия на всей длине под клеммные болты и выполняют сверление.
- Установка. Все элементы узла подготавливаются к монтажу – выполняется сверление стыковых отверстий. Контррельсы соединяются с башмаками, после чего башмак фиксируется на шпале уже на все шурупы. Регулировочными шайбами регулируют ширину желоба. После этого пути выправляют для получения требуемого возвышения рельсовой нити.
На завершающем этапе укладки проводят обкатку участка и сдачу выполненной работы с подписанием акта.
Периодические испытания контррельсов проводятся не реже 1 раза в 3 года. При изготовлении устройства подлежат контролю на содержание химических элементов в стальном сплаве, на растяжение, статический изгиб, твердость поверхности. Также проводится проверка на отсутствие флокенов, контроль формы, размеров, состояния поверхности. Все методы контроля и испытаний выполняют в соответствии с ГОСТ Р 55497-2013.